Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/formula-salata.ru/adsense_h1.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/formula-salata.ru/index.php on line 34

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/formula-salata.ru/adsense1.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/formula-salata.ru/index.php on line 35

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/formula-salata.ru/adsense2.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/formula-salata.ru/index.php on line 36

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/formula-salata.ru/adsense3.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/formula-salata.ru/index.php on line 37

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/formula-salata.ru/adsense4.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/formula-salata.ru/index.php on line 38

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/formula-salata.ru/adsense5.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/formula-salata.ru/index.php on line 39
Рыба святого петра

Рыба святого петра


Рыба Святого Петра. Страна — Путеводитель по Израилю

Рыба Святого Петра — род пресноводных рыб семейства цихлид. Род включает более ста видов, распространённых в тропиках.

Как считается, род тиляпия происходит из Малой Азии, однако со временем и при помощи людей широко распространился по всей Африке и большей части Азии, органично вошёл там в местную пресноводную фауну.

Включает в себя множество видов, подвидов, местных вариаций и натургибридов, часто очень близких, похожих друг на друга и с трудом различающихся.

Тиляпии практически всеядны, отличаются неприхотливостью и высокой выносливостью к резким колебаниям условий существования.

Внешний вид и поведение этих рыб является типичным для цихлид.

Большинство видов образуют устойчивые «семейные пары», инкубируют икру и мальков во рту, обладают высокоразвитой сигнальной системой общения и ярко выраженным территориальным инстинктом.

Несмотря на то, что тиляпия может быть названа в полном смысле слова всеядной, разные виды несколько отличаются по способу и характеру питания. Например, тиляпия мозамбикская, ауреа, мери и нильская абсолютно всеядны.

У таких видов, как тиляпия галилейская, мясистая и макрочире наблюдается акцент в сторону питания растительным планктоном. А в рационе тиляпии меланоплеуры и цилли — и вовсе преобладает крупная водная растительность, они более других видов являются вегетарианцами.

В научных исследованиях отмечается также особая роль полуразложившихся органических донных отложений в питании практически всех видов тиляпий, образ жизни которых вообще связан с непрерывным рытьём и «пережёвыванием» грунта.

Можно предположить, что именно детритные аминокислоты являются своеобразным ускорителем роста тиляпий, которые развиваются очень быстро и в среднем достигают половой зрелости уже до года (самцы несколько опережают самок).

При благоприятных условиях и при температуре воды 25 — 30° дальнейший нерест может происходить регулярно, примерно раз в месяц.

Большинство видов тиляпий (в основном из рода ореохромис) после икрометания сразу забирают икру в рот и долгое время (до месяца) «высиживают» икру и мальков во рту, с каждым днём всё дольше и дальше выпуская их на кормление и, таким образом, постепенно приучая с самостоятельному образу жизни. Пожалуй, этот способ защиты икры и мальков от хищников можно назвать идеальным.

Кроме того, естественный инкубатор во рту у родителей защищает потомство от грибковой и прочей болезнетворной флоры. Слизистая оболочка ротовой полости взрослой рыбы вырабатывает секрет, угнетающе действующий на нежелательные микроорганизмы.

Постоянно вентилируя и перебирая икру во рту, тиляпия ещё и отбраковывает «на ощупь» не оплодотворённые, ослабленные и заболевшие икринки, чем обеспечивает (методом своеобразного искусственного отбора) ровное и сильное потомство.

Однако, не все тиляпии инкубируют икру во рту. Некоторые виды (например, тиляпия цилли и зебровая тиляпия) мечут икру традиционным для рыб образом, в грунт или на камни, впоследствии бдительно и агрессивно охраняя территорию.

Такой образ жизни и индивидуалистические наклонности приводят к тому, что при содержании в аквариуме тиляпии драчливы и сильно роются в грунте, не допуская на «свой участок» ни одной чужой рыбы, а зачастую и не оставляя в окрестностях ни одного растения.

Для содержания тиляпий требуется весьма просторный аквариум с небольшим количеством сильных растений и многочисленными укрытиями и лабиринтами из камней. Рыбы общительны, отличаются жизнерадостным характером и очень богатым поведением.

Они с готовностью реагируют на своего хозяина, привязываются к нему, отличают от прочих людей и с лёгкостью вырабатывают многочисленные и сложные условные рефлексы, не уступая в этом отношении большинству привычных домашних животных.

Кроме того, почти все виды тиляпий обладают ещё и скрытым гермафродитизмом и при необходимости имеют способность к постепенной перемене пола (чаще от самки к самцу) в результате сложного сочетания внешних и внутренних факторов. По всем перечисленным причинам тиляпии являются излюбленным материалом для биологических исследований в области зоопсихологии и подводной акустики.

Евангельская рыба

У нескольких видов тиляпии, живущих в водоёмах Израиля, за жабрами можно заметить два тёмных пятна — якобы оставшиеся навсегда следы пальцев апостола Петра.

В частности, такие пятна, возникающие и пропадающие в зависимости от состояния рыбы и освещения, имеет Sarotherodon galilaeus, или тиляпия галилейская.

По всей вероятности, именно этот вид тиляпии дважды упомянут в Евангелии, в частности, в знаменитой притче о том, как на озере Кинерет (где в изобилии водится тиляпия галилейская) Иисус накормил пять тысяч голодных пятью хлебами и двумя рыбами (Евангелие от Марка, 6:32-44).

Позднее, с перемещением центра цивилизации на север, тиляпия постепенно утрачивает своё значения символа и знака для культуры: как повседневной, так и высокой.

Ортодоксальная идеология христианства не приветствовала излишнего «анимализма», а здоровая практичность европейских бюргеров привёл скорее к тому, что можно прочитать во второй главе данной статьи о промышленном выращивании и возрастающем экономическом значении деликатесного мяса этой рыбы.

Потому культурные артефакты Нового и Новейшего времени, когда тиляпия каким-то образом всплывала бы в произведениях искусства и литературы, довольно бедны.

Из таковых, пожалуй, можно было бы назвать картину известнейшего художника-сюрреалиста Рене Магритта «Соучастие» с изображением окаменевшей исполинской тиляпии (1965 год)и фильм режиссёра Безрукова «Шагреневая кость» (1993 год), в котором тиляпия снялась в одной из ролей второго плана.

Культурный обзор

Тиляпия из-за своей выносливости и всеядности в исторические времена была чрезвычайно распространена и встречалась практически по всему бассейну Нила.

Благодаря своему яркому, запоминающемуся образу жизни и поведению она, (наряду с тетраодоном фахак) была самой распространённой разновидностью рыб в египетской письменности и искусстве.

Несмотря на довольно невзрачный внешний вид, отсутствие ярких плавников или контрастной окраски, для тиляпии нильской ещё со времён Древнего Царства около домов и в парках строили специальные бассейны, в которых их разводили и содержали, как священное (тотемное) животное.

Первые известные фрески с изображениями этих рыб, находящихся в искусственных водоёмах, относятся к XV в. до н.э. (времена царицы Хатшепсут и Аменхотепа II), но они, несомненно, существовали и ранее.

Более того, тиляпию нильскую не только содержали в богатых домовладениях и изображали на стенах гробниц, её формализованный образ прочно вошёл в древнеегипетскую письменность в качестве одного из составных иероглифов. Сам по себе иероглиф, соединявший в себе два значка, расположенных друг над другом: вода и рыба с высоким плавником (тиляпия нильская) расшифровывался как слог «инт».

Постепенно упрощаясь и видоизменяясь вместе с развитием письменности, этот иероглиф во времена Среднего и Позднего Царства произносился уже как «ин», а в египетской скорописи имел вид двух кривых полос, расположенных друг над другом (одна из этих полос в форме петли — изображала тиляпию).

Самка этого вида имеет яркую особенность поведения, прекрасно известную зоологам. От всех опасностей и превратностей судьбы она спасает сначала икру, а потом и стайку проклюнувшихся мальков — у себя во рту. При этом она проявляет чудеса самоотверженности и иногда более недели не принимает пищи.

Понятно, что эта поразительная особенность не ускользнула от внимания наблюдательных египтян и многократно была воспроизведена в качестве одного из излюбленных сюжетов настенных росписей, орнаментов и мелких декоративных изделий.

Нередко самые разные предметы представляют собой натурально воспроизведённый или стилизованный мотив, где хорошо узнаваемые образы тиляпии, расположенные в круге или друг напротив друга, касаются ртом небольшого шарового скопления, в котором легко можно опознать в той или иной степени формализованный образ слипшейся икры.

Как это довольно часто случалось, весьма далекий от оригинала (и искажённый) отклик на наблюдения египтян о необычном поведении нильской тиляпии можно найти у Геродота. В его полуфантастическом изложении этот сюжет выглядел примерно так: когда самки некоторых крупных рыб спускались по Нилу к морю, в момент оплодотворения они глотали семя, извергаемое самцами, а те, в свою очередь, наоборот, забирали в рот икру, оставленную самками в реке на обратном пути.

Можно сделать вывод, что знание именно этой интереснейшей особенности размножения и защиты потомства, а также развитая символика избражений нильской тиляпии сказалась в том числе и на образах религии египтян.

Зарождение новой жизни, следующее за ним поглощение (тьма) и новое возрождение на свет, которое происходит немного позднее, на самом деле является аллегорией основных элементов суточного солнечного цикла, в котором небесная мать поглощает светило (шар жизни) на закате и даёт ему рождение на рассвете.

Кроме того, эта тема объясняет другой весьма распространённый декоративный мотив, в котором тиляпия, представленная с цветком лотоса во рту, является общеизвестным символом возрождения, новой жизни после смерти.

Ещё один замечательный сюжет, связанный с тиляпией, правда, в сочетании с другой небольшой нильской рыбой — латесом, довольно часто можно встретить в гробницах или настенных росписях, так или иначе посвящённых погребальным обрядам.

Главный герой этой сцены, умерший человек, изображается один или (чаще) в виде двух одинаковых фигур, вторая из которых его двойник (или «ка»). Стоя на берегах Нила друг напротив друга, эти двое, по всей видимости, занимаются рыбной ловлей, причём один из них всегда ловит тиляпию, а второй — латеса.

В аллегорической форме эта картина означает выбор человека между своей душой вчерашней и завтрашней, между путём земной жизни и дорогой мира иного.

Довольно часто символика египетских фресок переходила в образы раннего и средневекового христианства. Самым известным примером в этом смысле являются дошедшие до наших времён фрески знаменитой базилики Сан-Мадлен (или, говоря проще, Марии Магдалины) в Везле 1120 г. постройки.

Те же самые две рыбы — тиляпия и латес — нарисованы во втором знаке большого Зодиака, обрамляющего образ «Христа в силах» как символ власти над миром здешним и загробным.

Несколько более скромные легенды связаны с «библейским» и «евангельским» прошлым рыбы-тиляпии. В частности, одно из самых распространённых сегодня ресторанных названий тиляпии выглядит так: Рыба Святого Петра.

Это имя тиляпии очень распространено в Израиле, а также южной Европе. По евангельскому преданию, тиляпию много раз ловил Святой Пётр, который по первой своей профессии был рыбаком.

Рыба святого Петра | Христианство

Категория: Христианство Михаил Тимофеев

Библия является не только священной книгой для некоторых мировых религий, но и историческим источником. Относится это и к Новому Завету. Интересно взглянуть — какие реальные события стояли за некоторыми евангельскими притчами.

Журнал: Загадки истории №16, апрель 2018 года Рубрика: Версия

Автор: Михаил Тимофеев

Кого выловил из Галилейского моря апостол? В Евангелии от Матфея рассказывается, как однажды ближайшего ученика Иисуса Христа, апостола Петра, спросили, заплатит ли Иисус налог на храм. Позднее, узнав о разговоре, Иисус велел Петру сходить к морю, забросить удочку, взять первую пойманную рыбу и заплатить налог той монетой, которую Пётр найдёт у рыбы в пасти. Пошёл Пётр рыбачить, и случилось всё именно так, как предсказал Сын Божий.

Евангельские места

В Израиле, в глубокой впадине лежит озеро Киннерет (его называют ещё Галилейским морем). Размеры его средние: длина — 21 километр, ширина — 13 километров, а глубина доходит до 45 метров. Озеро питает несколько рек, в том числе священная река Иордан. Вода в озере пресная, вкусная и целебная, а по берегам бьют горячие минеральные источники. Их лечебными свойствами пользовались ещё древние римляне. На землях, лежащих вокруг озера, проходила почти вся евангельская история. Здесь Иисус ходил по воде, как посуху, а по мановению его руки прекращались бури. В Табхе, на берегу Галилейского моря, Христос совершил одно из своих чудес — накормил досыта пятью хлебами и двумя рыбами 5 тысяч голодных людей. Тут звучала Нагорная проповедь и были призваны апостолы. Одним из них был местный рыбак по имени Симон — будущий святой Пётр. Киннерет изобилует великолепной рыбой. Неудивительно, что рыболовство — любимое занятие местных жителей со времён рыбака Симона. Память об этом сохранилась и в названии израильского города Магдала-Нунай, что означает «место засола рыбы». Занимались рыбной ловлей и на родине апостола Петра — в городке Капернауме.

В озере насчитывают около 20 видов рыб, из которых половина — промысловые, то есть их можно ловить сетями или на удочку. И все они съедобны. Но можно ли установить, какую рыбу поймал святой Пётр в той самой библейской притче? Ведь и сам апостол, и евангелист Матфей обошли молчанием этот вопрос.

Обман рестораторов

Самое многочисленное семейство промысловых рыб озера Киннерет — это тиляпии. Они достигают в длину 45 сантиметров и весят около двух килограммов. Вторая группа — киннерефские, или галилейские сардины, рыбёшки, похожие на мелкую сельдь. В разгар промыслового сезона суточный улов этой рыбы составляет многие тонны, а в год — примерно тысячу тонн. С давних пор сардины принято мариновать и солить. Третья группа — барбусы, или усачи. Барбус питается моллюсками, улитками и мелкой рыбёшкой. Он может достигать в длину 75 сантиметров и весить более семи килограммов. Блюда из этой мясистой рыбы в Израиле нередко подают к столу по субботам и другим праздничным дням. Ещё в Киннерете обитает минья — самая крупная в этом водоёме рыба. Её длина достигает 120 сантиметров, а вес около 11 килограммов. Однако по Моисееву закону минья считалась нечистой, поэтому вряд ли апостол Пётр взялся бы её ловить. Можно предположить, что он выудил тиляпию. И монету нашёл, и к обеду пищу. Недаром тиляпию под названием «рыба святого Петра» в наше время подают в ресторанах, разбросанных по всему побережью озера. Это одно из популярнейших блюд. Свежеприготовленная тиляпия необыкновенно вкусна. В ней мало костей, поэтому её легко и приятно есть. Местные жители, занимающиеся рыбным промыслом многие годы, утверждают, что тиляпия питается исключительно планктоном, отчего имеет отменные вкусовые качества. Но ведь это означает как раз то, что другими видами корма она не интересуется и поэтому вряд ли клюнула бы на обычную приманку. Тиляпию всегда ловят сетями. Следовательно, на самом деле она не подходит на роль «рыбы святого Петра». Это же можно сказать и о сардине — по величине она слишком мала и не смогла бы удержать монету во рту. Остаётся только барбус. Вероятнее всего, Пётр поймал именно эту рыбу. Местные рыбаки говорят: с незапамятных времён усачей, которые являются хищниками и питаются мелкими донными животными, ловили на удочку. При этом в качестве наживки на крючок насаживают сардину.

На священных берегах Киннерета сохранились остатки древних храмов. На одном из фрагментов мозаичного пола в византийской церкви IV века изображена картина с хлебами и двумя рыбами. А неподалёку, у самой кромки воды, на чёрных базальтовых камнях стоит маленькая часовня в честь апостола — святого Петра.

Теги:

  • апостол
  • Евангелие
  • Загадки истории
  • Киннерет
  • монета
  • озеро
  • Пётр
  • рыба
  • Христос

Рыба Святого Петра

Ингредиенты:

  • Тиляпия
  • Лимон
  • Оливковое масло
  • Перец острый красный
  • Чеснок
  • Сельдерей
  • Кориандр
  • Зелень

Для приготовления Рыбы Святого Петра по рецепту основанному на библейских источниках лучше использовать живую или свежую не мороженую тиляпию. 

Тилапию разделываем

Тилапию чистим, срезаем филе. С одной тилапии получаем две порции рыбы.

Тилапию обжариваем

На сильно раскаленное оливковое масло (100 мл) выкладываем филе тиляпии и быстро обжариваем с двух сторон. Откладываем тиляпию в сторону. Аналогично обжариваем вторую порцию тилапии. Выкладываем.

Приготовление соуса для тиляпии

После того, как обжарили филе тиляпии, в оливковом масле обжариваем перец, чеснок, сельдерей. Выжимаем в сковороду лимонный сок (20 мл.). Немного тушим.

 Тиляпию тушим

Возвращаем обжаренное филе тиляпии и тушим его в полученном соусе в течение нескольких минут. Посыпаем зеленью.

 Подается блюдо без гарнира, со свежим хлебом.

Приятного вам и вашим гостям аппетита!

Вернуться на главную      Все рецепты

Рыба Святого Петра

Рыба Святого Петра - это имя рыбы рода тиляпии (лат. Tilapia), которое очень распространено в Израиле, а также южной Европе. По всей вероятности, библейская рыба, которой Христос накормил 5 тысяч голодных и есть тиляпия.

Oreochromis mossambicus, или тилапии, рыбы в аквариуме университета  Radbout Nijmegen..

Она водится в обетованных водах озера Кинерет (оно же Тавериадское озеро, оно же Галилейское море). Именно там рыбаки – ученики Христа получили невиданный улов, когда, воскреснув из мертвых, Христос указал им, куда закинуть сеть (Иоанн 21;1-14).

Tilapia buttikoferi (Hubrecht, 1881) (другие названия: Zebra Tilapia, Hornet Tilapia, Buttikoferi)

Тиляпия Нильская (иероглиф)

По евангельскому преданию, тиляпию много раз ловил Святой Пётр, который по первой своей профессии был рыбаком. У нескольких видов тиляпии, живущих в водоёмах Израиля, за жабрами можно заметить два тёмных пятна — якобы оставшиеся навсегда следы пальцев апостола Петра (в частности, такие пятна, возникающие и пропадающие в зависимости от состояния рыбы и освещения, имеет Sarotherodon galilaeus, или тиляпия галилейская).

У рыбки есть интересная особенность. Самка откладывает в гнездо яйца, а после оплодотворения собирает их в рот и уносит. Самец тут же приглашает в гнездо следующую подругу, а самка проявляет чудеса самоотверженности и неделю может не принимать пищу. Результат – потомства очень много и высока его выживаемость. Видимо, благодаря такому яркому образу жизни, образ тиляпии так заметен в памятниках культуры, причем задолго до библейской истории.

Известны египетские фрески XV в.до н.э. (времена царицы Хатшепсут и Аменхотепа II), изображающие тиляпию как тотемное животное, плавающее в специальном бассейне. Тиляпия нильская даже вошла в древнеегипетскую письменность в качестве одного из составных иероглифов. А способ охраны мальков трансформировался у древних египтян в прекрасный декоративный мотив, где тиляпия с цветком лотоса во рту символизирует возрождение, новую жизнь после смерти.

« Вернуться назад | Все новости | Следующая новость »


Смотрите также

<\br> Карта сайта.